Село Палех. Иконопись. Стенопись. Миниатюра.

 5 декабря 1924 года в поселке Палех Ивановской области была основана «Артель древней живописи». Именно этот день принято считать днем рождения палехского искусства. Но уникальные и самобытные образы создавались в селе уже с XVIII века.

От карандаша до листового золота: как создаются иконы

Палехский иконописный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской иконописных школ. Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное – всю композицию, кроме ликов – их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик, заканчивал работу над иконой олифщик.

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых.

Монументальная живопись

Первый опыт палехских иконописцев в монументальной живописи — роспись Крестовоздвиженского храма в Палехе, выполненная в 1807 году в технике фрески. Фрески палехской церкви не покрывают стены сплошным живописным ковром, их особенность в том, что каждый сюжет палехских росписей выделен в особую композицию, завершенную рамой.

 

Зеленовато-розовый фон фресок удачно гармонирует с розовым фоном стен церкви. Местное предание приписывает роспись Крестовоздвиженского храма палехским иконописцам Ананию Арсеньеву Беляеву и Степану Вечерину. Через 100 лет фресковая живопист храма была отреставрирована мастерами Сафоновской иконописной мастерской. По словам А.В.Бакушинского, это — «последняя великая стенопись, завершающая цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции».

Самая известная работа палехских мастеров — роспись Грановитой палаты Московского Кремля, выполненная в 1880 — 1882 годах семьей Белоусовых.Василий и Иван Белоусовы — крестьяне из Палеха за роспись были удостоены золотых медалей.

Как иконописцам реализоваться в Советском союзе

После революции 1917 года перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 году мастера объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 году они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома второй степени.

Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом – папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой Федоскинской миниатюры. При поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение – прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.Первоначально в «Артель» вошли семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в «Артели древней живописи» работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

Богатый опыт монументально-декоративных работ был использован мастерами палехской лаковой миниатюры. Монументальные росписи стен палешане начали исполнять еще в конце 1920-х. В 1929 году художники И.И.Голиков, И.М.Баканов, И.П.Вакуров написали большие панно для выставочного павильона в Нижнем Новгороде.   Стенные росписи палехских художников сыграли большую роль главным образом в оформлении различных детских учреждений. К шедеврам относятся росписи в Ленинградском и Ивановском Дворцах пионеров. В Ивановском Дворце пионеров комната сказок превращена в особый мир: помимо стен и оконных стекол, в ней расписана мебель — столы и стулья. Работали: Н.М.Зиновьев, А.В.Котухин, Д.Н.Буторин, И.В.Маркичев, П.Д.Баженов.

В марте 1935 года артель преобразована в «Товарищество художников Палеха». В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году – восстановлено.

В 1954 году «Товарищество» преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», Малое предприятие (МП) «Мастера Палеха», МП «Традиции Палеха», Акционерное общество закрытого типа «Палех», творческая мастерская «Палешане».

С 1926 года при «Артели древней живописи» возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года – в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).

В 1934 году был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея: Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ КАРТИНУ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here