Амбруаз Воллар

Пикассо говорил, что ни одну из самых красивых женщин XX века не писали так часто, как Амбруаза Воллара. Угрюмый внешне, но обаятельный характером арт-дилер открыл миру Гогена, Ван Гога и Сезанна — а ведь изначально публика била витрины за такое творчество

От законов — к картинам

В 21 год сын юриста Амбруаз Воллар приехал в Париж совершенствовать знания в области права, а в итоге органично перешел от юриспруденции к искусству. В годы учебы студенту из провинции (а точнее — из африканской колонии Франции Реюньон) без подработки просто нечего было бы есть. Находчивый Воллар устроился клерком к арт-дилеру. Занимаясь бумагами, он «подглядывал» за своим работодателем и учился у него искусству — искусству продавать. Еще до окончания университета Амбруаз стал маршаном-любителем.
В неполных 27 Воллар открыл свою первую галерею Rue Laffitte. Для перестраховки насушил сухарей — на случай, если галерея провалится.
Однако со временем Rue Laffitte стала главным парижским центром современного (на тот момент) искусства. Месье Амбруаз выбирал неизвестных творцов, раскручивал их, поднимал цену и тем зарабатывал.
Бывало так, что клиенты уходили из галереи с дорогущим полотном,приговаривая: «Не понимаю, почему высокое искусство такое страшное». Морщили нос — и покупали. Вот что значит авторитет арт-дилера.

Сезанн по дешевке

Cогласно легенде, однажды месье Амбруаз Воллар заглянул в мастерскую Поля Сезанна — и одним махом купил абсолютно все работы молодого автора, а это около 150 полотен.
Когда полотна попали в витрину Rue Laffitte, прохожие угрожали хозяину побить витрины за такую мазню — а уже через пару месяцев за «мазней» стояли очереди. Каждое полотно Воллар продал в 2−3 раза дороже, чем купил.
В витрину на открытии первой персональной выставки Сезанна Воллар поставил картину«Купальщики на отдыхе», которую до этого академисты официально заклеймили позором. Это был вызов обществу.
Экспозиция наделала в Париже шороху, а работники галереи боялись, что из-за нее хозяин получит в глаз — в прямом смысле. Однако хозяин получил не синяк,а прибыль.
Интересно, что Сезанн и Воллар испытывали друг к другу смешанные чувства — так обычно любят и одновременно ненавидят женщин. Художник полушутя называл своего арт-дилера «работорговцем», утверждая, что он покупает картины слишком дешево — по сравнению с выручкой за продажу. Воллар же считал, что у Сезанна случаются приступы самовлюбленности, рожденные комплексами. И понять, когда Сезанн любит себя, а кода ненавидит, невозможно.
Однако арт-дилер подчеркивал: когда Сезанн рисует, все его плохие качества улетучиваются — остается красота личности.
В благодарность за славу Сезанн написал портрет маршана, а Воллар спустя годы — книгу о Сезанне, в которой проявил себя как отличный портретист: словами месье Амбруаз рисовал не хуже, чем его подопечные — кисточками.

Поль Сезанн. Портрет Амбруаза Воллара

Деньги для Гогена

Несмотря на то, что Воллар обладал чутьем на таланты, с Гогеном он однажды промахнулся: арт-дилеру не понравились его первые картины, зато приглянулись полотна Ван Гога, которые были у Гогена в коллекции. Их он купил, а вот работы хозяина мастерской — нет.

Впрочем, буквально в считанные месяцы Воллар исправился. Гоген к тому моменту уже перебрался на Таити. Арт-дилер написал подопечному письмо и оптом выкупил все картины таитянского периода. Многие из них через время уехали в Россию благодаря коллекционерам Щукину и Морозову: с ними Воллар имел тесные деловые и приятельские отношения. Теперь полотна хранятся в Пушкинском музее и Эрмитаже.

Самое дорогое полотно Гогена на сегодня «Когда ты выйдешь замуж?» в свое время тоже прошло через руки Воллара. Он купил его оптом за небольшие деньги. Сегодняшний эстимейт работы — 300 млн. долларов.
акже в число клиентов Амбруаза Воллара входили писательница Гертруда Стайн, врач и коллекционер Альберт Барнс и многие другие.

Первый для Пикассо: в два счета, в два цвета

В розовый и голубой период творчества испанского мэтра месье Воллар покупал и продавал его работы по приятной для художника цене с приятной для себя комиссией. В 1901 году Воллар организовал первую крупную выставку Пикассо. Затем испанец переключился на кубизм, но Воллар такие эксперименты продавать отказался. Однако спустя пару десятков лет их сотрудничество восстановилось.

Портрет Амбруаза Воллара с котом. Пабло Пикассо
Многие художники рисовали портреты Воллара, но Пикассо был, пожалуй, самым продуктивным в этом вопросе. Первый портрет в стиле кубизм (1910 г.) Воллару не понравился, зато понравился Щукину — работа уехала в Москву и теперь обитает в Государственном музее им. Пушкина. В следующие годы Пикассо нарисовал множество портретов, классических и не очень — всего около 20-ти. Публика видела далеко не все.
Именно Воллар надоумил Пикассо рисовать на керамике,понимая, что дорогие сувениры — именно то, что может заинтересовать богатых покупателей. Так и случилось.

Искусство — в книгах

В Париже начала XX века было так много талантов, что не выжать из них что-то принципиально новое для Воллара было бы стыдно. В какой-то момент маршан понял, что галерея — слишком мало для его бизнеса. Он осознавал, что мир в XX веке быстро меняется, запросы публики — тоже, а значит, надо заранее угадывать, что станет популярным завтра.

Воллар первым придумал издавать арт-буки и привлекать к этому художников.
Пикассо, Матисс, Сезанн, Шагал и многие другие сотрудничали с издательством Амбруаза Воллара.

Пикассо создал для арт-дилера серию офортов про Минотавра,Шагал — иллюстрации к Библии.
Дега проиллюстрировал «Заведение Телье» Ги де Мопассана. Кстати, эта книга вышла ограниченным тиражом,и Пикассо очень гордился экземпляром в своей коллекции.
Без Воллара Шагалу в первые годы эмиграции пришлось бы очень несладко. Маршан организовал для него заказы на иллюстрации к Гоголю и Лафонтену — на эти гонорары Шагал прожил несколько месяцев.

Вечно недовольный Матисс и немножко фовизма на ваши головы

Прежде чем попасть в галерею к Воллару, Матисс успел неплохо поскитаться по Европе — долго,но безуспешно. Вернувшись в Париж, он был в таком отчаянии, что пытался устроиться в театр на постыдную работу: охранять за кулисами лестницу без перил, с которой однажды упал работник и разбился насмерть. На эту работу художника не взяли.

Воллар же устроил у себя в галерее первую персональную выставку Матисса. За окном стоял 1894 год. Полотна фовиста продались неплохо в основном не из-за спроса, а из-за низкой цены. Это позволило художнику хоть как-то удержать брюки на талии.
При этом Матисс Воллара яро, люто ненавидел. После окончания деловых отношений он смело мог бросить кому-то из общих знакомых после короткого диалога: «Ах, сегодня ужинаете у этого скота? Я вам не завидую». Воллар же при упоминании Матисса просто холодно молчал.

Портреты Воллара

Арт-дилера трижды писал Ренуар, несметное количество раз — Пикассо, дважды — Морис Дени, а также многие другие. Казалось, вся арт-богема Парижа хочет потешить тщеславие Воллара, чтобы получить награду — отличного арт-дилера. Хотя месье Амбруаза сложно было назвать просто арт-дилером — скорее,он был бизнесменом и куратором искусства в одном флаконе.
Интересно,что любимым для Воллара был не портрет кисти Сезанна(1895 г.), которого арт-дилер очень любил,а работа Боннара. Секрет прост: Боннар «посадил» на руки арт-дилеру любимого кота. Этот прием использовали и другие художники, но только Боннару удалось выполнить портрет без китча и лишних экспериментов (последними грешил Пикассо).

Портрет Амбруаза Воллара с котом. Пьер Боннар jpg

Работа была жизнью Воллара, а вот семью он так и не завел. Постоянно рядом с ним находились только картины и кот — именно поэтому на половине портретов питомец увековечен вместе с хозяином.

О личной жизни Амбруаза Воллара известно мало. Его называли «человеком с лицом бульдога, но богатым внутренним миром», обвиняли в излишней бизнес-хватке, но при этом любили, временно уходили к другим агентам — но возвращались.

Погиб «патрон постимпрессионизма» в автокатастрофе в свои 73 (1939 г.), не дожив до ужасов войны. Их увидели «дети» Амбруаза — коллекция полотен. Часть из них досталась дальним родственникам, часть разлетелась по свету.

Амбруаз Воллар одетый как тореадор. Пьер Огюст Ренуар

 

Мы привыкли думать, что музы — бестелесые духи или красивые девушки. Но реальная «муза» выглядит как Воллар: человек с угрюмым лицом, отличным вкусом и большими планами.
Для искусства XX века он сделал не меньше, чем сами художники — он дал им свободу творчества. Как такого не любить?
Источник:artchive

КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ КАРТИНУ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here